Совершенно очевиден тот факт, что каждая компания стремится к повышению своей производительности, как и то, что эту производительность можно оценить с помощью различных финансовых показателей.  В этой связи реже вспоминают об эффективности работы менеджеров, но, хотя проблема эта признана важной далеко не вчера, не решена она далеко и по сей день. Чаще всего, в том числе и потому, что решения переносятся не на источник проблемы, а лишь фокусируются на симптомах. Это и увеличение количества совещаний, многочасовые телефонные конференции и дополнительная нагрузка на менеджеров, которую зачастую вполне способны взять на себя их подчиненные.

В качестве основной причины этих симптомов правильнее назвать беспокойство, граничащее с паникой, которое охватывает менеджеров по мере расширения из года в год круга их обязанностей и компетенций. Недавний разговор с приятелем – менеджером среднего звена в IT-компании – убедил в этой правоте, когда он посетовал на активное желание подчиненных «двигать бизнес-процессы», но не заниматься своими прямыми обязанностями. Психологическая стабильность руководителя обеспечивает эффективное функционирование организации – наравне с ее культурой, оптимальностью принимаемых решений и качеством их исполнения.

Психологическая стабильность зависит от некоторых врожденных особенностей конкретного человека, с одной стороны, так и  последствий  его взаимодействия с окружающей нас разноуровневой социальной средой.  Проявляться это взаимодействие может в зависимости от простой налаженности своей повседневной жизни, от наличия или отсутствия переживания удовлетворения своих основных потребностей, смысла жизни, привлекательных жизненных целей.  

Для большинства руководителей актуальны потребности в самореализа­ции, самовыражении, самоутверждении. Но в условиях современного ритма жизни способность сохранять постоянный уровень на­строения и активности, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать упрощен­ности в ценностях, целях и стремлениях – также важные составляющие психологической устойчивости. В то же время образ жизни современного менеджера все чаще сводится к  приверженности од­ной цели – выполнению непосредственных бизнес-задач и  обычно сужает круг людей, с кото­рыми могут быть установлены  эмоционально насыщенные отношения. Но потребности в эмоционально теплых отношениях крайне редко могут быть чем-либо компенсированы.  Не секрет, что от этого страдают в первую очередь самые близкие люди – члены семьи. (Впрочем, о влиянии современного бизнеса на семейные отношения – тема совершенно отдельного блока).

Психологическая поддержка социального окружения (эмоцио­нальная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкрет­ная помощь в делах и т. п.), а также некоторые личностные факторы  (вера в достижимость поставлен­ных целей, религия), ощущение смысла жизни и осмысленности повседневной деятельности и поступков – это и есть то, что необходимо для стабильной продуктивной активности.

Некоторое-то время назад мы с женой, в рамках одного исследования, изучали собственные представления менеджеров о причинах снижения их эмоциональной стабильности. В опросе приняли участие 30 респондентов (менеджеры среднего и высшего звена со стажем работы более 5 лет). Результаты расположились следующим образом:

  • наиболее часто в качестве такой причины  называлось неумение приспособиться к ситуации, которую нельзя изменить;
  • далее следовали  проблемы и задачи, связанные с работой организации,
  • трудности профессиональной деятельности самого руководителя,      
  • низкая стрессоустойчивость,
  • неумение справляться с эмоциональным напряжением.

В первом случае, когда речь идет о принятии ситуации, есть необходимость в индивидуальной психологической помощи, направленной на преодоление сопротивления, изменение отношения к ситуации. В ситуации, когда на первый план выходят проблемы и задачи, связанные с работой организации, речь может идти о консультировании руководителя по диагностике им своей организации - по определению ее характера, стадий развития, ее ресурсов и возможностей. По результатам диагностики может потребоваться последующее (внешнее) консультирование с реинжинирингом бизнес-процессов.